Международная научная конференция «Математическое образование: современное состояние и перспективы»

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
20–21 февраля 2019 г.

20–21 февраля 2019 года в учреждении образования «Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова» состоялась V Международная научная конференция «Математическое образование: современное состояние и перспективы», посвященная 100-летию со дня рождения известного ученого, педагога, профессора Абрама Ароновича Столяра.

В оргкомитет конференции были представлены 130 докладов, авторами которых являются более 190 человек, среди них 36 докторов и 87 кандидатов наук из Беларуси (134 участника, из них 28 из МГУ имени А. А. Кулешова), Болгарии (1), Израиля (2), Казахстана (5), Латвии (2), России (34), Украины (14).

В работе конференции приняли участие 14 докторов педагогических наук (Россия — 5, Беларусь — 9, в том числе из МГУ имени А. А. Кулешова — 2), 2 доктора технических наук (Россия), 32 кандидата физико-математических и педагогических наук (Россия — 4, Украина — 2, Израиль — 1, Беларусь — 25, в том числе из МГУ имени А. А. Кулешова — 11), преподаватели, учителя высшей категории, аспиранты, магистранты и студенты. Инициатором проведения конференции выступила кафедра методики преподавания математики, создателем которой был доктор педагогических наук, заслуженный работник высшей школы БССР А. А. Столяр.

Открыл конференцию 20 февраля декан факультета математики и естествознания Леонид Евгеньевич Старовойтов. Затем с приветственным словом к участникам конференции обратился ректор МГУ имени А. А. Кулешова Денис Владимирович Дук, доктор исторических наук, профессор. Денис Владимирович отметил, что Абрам Аронович Столяр известен как ведущий специалист в области разработки логических проблем преподавания математики, автор более 100 научных работ, среди которых ряд крупных монографий, изданных не только в республиках СССР — странах нынешнего СНГ, но и за рубежом (Япония, Китай, Болгария, Венгрия, Вьетнам).

Пленарное заседание открыл заслуженный деятель науки Республики Беларусь, доктор педагогических наук, профессор Александр Михайлович Радьков. В своем докладе «Педагогика математики профессора А. А. Столяра» он отметил, что Абрам Аронович тонко чувствовал перспективы развития математики, расширение сфер ее применения и необходимость соответствующей модернизации педагогики математики. Его волновали проблемы дифференциации обучения, компьютеризации учебного процесса, становление новых типов учебных заведений, обеспечение непрерывности математического образования и другие.

На пленарном заседании выступили известные ученые: В. Г. Ермаков (Гомель, Беларусь), Н. В. Бровка, И. А. Новик (Минск, Беларусь), В. В. Казаченок, (Минск, Беларусь), Р. А. Утеева (Тольятти, Россия), И. Л. Тимофеева, И. Е. Сергеева (Москва, Россия), Л. Л. Босова (Москва, Россия), И. Е. Малова, (Брянск, Россия), М. В. Воронов (Москва, Россия), П. В. Герасименко (Санкт-Петербург, Россия), Д. М. Фрейверт (Хайфа, Израиль). Их доклады вызвали интерес у слушателей.

В трех пленарных докладах были затронуты вопросы, связанные с научным наследием А. А. Столяра и современностью. Так, доктор педагогических наук, доцент В. Г. Ермаков отметил, что нарастающий кризис математического образования во многом является следствием отхода от дидактических принципов, сформулированных А. А. Столяром, и указал пути возвращения к этим принципам в современных условиях. Доктор педагогических наук, профессор Н. В. Бровка посвятила свое выступление педагогическим идеям А. А. Столяра и современным исследованиям по теории обучения математике. О методической системе обучения математике А. А. Столяра рассказала доктор педагогических наук, профессор Р. А. Утеева.

Доктор педагогических наук, профессор В. В. Казаченок в своем выступлении раскрыл основные тенденции развития образования в мире, к важнейшим из которых относятся гуманизация и информатизация; обсуждаются возможности нейронных сетей для построения индивидуальных траекторий обучения.

В нескольких пленарных докладах были затронуты проблемы, связанные с подготовкой педагогических кадров в современных условиях. Так, доктор педагогических наук, профессор Л. Л. Босова рассмотрела понятия базовой инструментальной грамотности, алгоритмического и вычислительного мышления как метапредметного результата изучения математики и информатики в начальной и основной школе и представила шаги по совершенствованию подготовки педагогических кадров к деятельности по формированию вычислительного мышления школьников, реализуемые в Московском педагогическом государственном университете. Об анализе взаимосвязи между математическими и последующими изучаемыми дисциплинами при подготовке бакалавров направления «Информатика и вычислительная техника (ИВТ)» в Псковском государственном университете (ПсковГУ) рассказал доктор технических наук, профессор П. В. Герасименко.

Идею о систематизации логических норм конструирования математических определений обосновала доктор педагогических наук, профессор И. Л. Тимофеева. Доктор педагогических наук, профессор И. Е. Малова в своем докладе раскрыла ориентировочные основы методической деятельности: определение методической деятельности, три вида ориентировочных основ по ее осуществлению в зависимости от широты применения: курс математики; содержательная линия или тема; отдельные вопросы математики. Технологический подход к разработке информационно-образовательных ресурсов был отражен в докладе доктора технических наук, профессора М. В. Воронова. Кандидат педагогических наук Д. М. Фрейверт изложил фрагменты новой темы в евклидовой геометрии на плоскости: теорию «Точек Паскаля», формируемых с помощью окружности на сторонах четырехугольника.

21 февраля было продолжено пленарное заседание, на котором выступили ученые: Н. М. Рогановский (Могилев, Беларусь), Г. И. Ковалева (Волгоград, Россия), О. И. Мельников (Минск, Беларусь), Е. Н. Рогановская (Могилев, Беларусь).

Доктор педагогических наук, профессор Н. М. Рогановский в своем докладе затронул вопрос, связанный с обновлением методологических основ курса методики преподавания математики. Методическим аспектам организации деятельности учащихся на этапе анализа условия задачи посвятила свое выступление доктор педагогических наук, профессор Г. И. Ковалева. Кандидат педагогических наук, доцент Е. Н. Рогановская рассмотрела понятие дидактического фрактала и возможности его использования при проектировании образовательной среды.

После пленарного заседания работа продолжилась по секциям.

А. А. Столяр создал свою научно-методическую школу, которая активно развивается и сейчас в исследованиях и практической деятельности кафедры методики преподавания математики МГУ имени А. А. Кулешова, других математических кафедр ведущих университетов страны, его многочисленных учеников и последователей.

Конференция дала еще одну возможность осмыслить состояние и наметить перспективы развития математического образования в Республике Беларусь, продолжить исследование актуальных проблем теории и методики обучения математике, многие из которых видел, сформулировал и определил Абрам Аронович Столяр.


 stb iso 42
Качество услуг

© 2024. Могилёвский государственный университет имени А. А. Кулешова
212022 г. Могилев, ул. Космонавтов, 1. Тел. +375 222 71 26 35 (понедельник – пятница) — отдел организации делопроизводства;
+375 222 71 05 70 (понедельник – суббота) — приемная ректора. Факс:  +375 222 71 36 26, Email: msu@msu.by
Разработка и дизайн сайта: ocit@msu.by

Яндекс.Метрика

Please publish modules in offcanvas position.