Сегодня ректор МГУ имени А. А. Кулешова Денис Владимирович Дук поздравил с 70-летним юбилеем кандидата филологических наук, доцента, замечательного педагога и учёного Людмилу Ивановну Шаповалову. От имени коллектива университета Денис Дук пожелал Людмиле Ивановне новых творческих свершений, благодарных учеников, крепкого здоровья и долгих лет жизни. От имени всех выпускников филфака, нынешних учителей, журналистов, учёных, Людмилу Ивановну Шаповалову поздравили и мы.
— Людмила Ивановна, вы — известный лингвист, педагог... Скажите, каким образом вы выбирали свою профессию?
— Спасибо за добрые слова. На сам деле выбор своей будущей профессии я сделала очень рано. Училась в могилёвской школе № 1. Была увлечена литературой, языком. Правда, параллельно и, к слову, также очень увлечённо изучала химию. После окончания школы у меня даже было свидетельство химика-лаборанта четвёртого разряда. Могла сразу пойти работать, но подумала о том, что всю жизнь буду смешивать растворы, и решила: нет, это не моё! В педагогике же меня всегда привлекало творческое начало, возможность каждый день проживать по-новому. Природная тяга к слову, поэзии не оставила мне другого выбора. В выпускном классе я уже точно знала: буду учителем русского языка и литературы.
— Вы являетесь автором множества научных статей, выступлений, разработок... Какие из них, на Ваш взгляд, наиболее ценные, значимые?
— Любая научная статья, монография для её автора кажется значимой. Это нормально! Ведь наука требует и много энергии, и много времени. Скажу о том, что стало вехой в моей жизни. Во-первых, я освоила очень сложную, но и очень интересную дисциплину. Называется она «Историческая грамматика». По сути, эта дисциплина открывает лингвисту самые широкие возможности для исследования. Во-вторых, я бы назвала наш «Словарь могилевско-смоленских пограничных говоров». Мы проделали невероятную по объёму работу. Может быть, и сами ещё до конца не понимаем её значимости, ценности для науки.
— Сегодня то и дело звучат слова о том, что профессия педагога будто бы перестала быть престижной. Что Вы думаете на этот счёт?
— Я уверена, что это мнение ошибочное. Педагогика — творческая профессия. А творческие люди всегда нужны обществу! Говорите, что молодёжь не желает связывать свою судьбу с педагогикой? Это глубоко ошибочное, на мой взгляд, утверждение. Вот вам пример: в «первом» областном лицее, в девятом филологическом классе есть девочка, которая мечтает быть учителем русского языка и литературы. Все мои бывшие однокурсники пошли работать в школу! И никто из них не пожалел об этом!
— Что Вы помните о своих студенческих годах?
— Я прекрасно помню тот день, когда впервые пришла в институт... Чувства были, скажу прямо, смешанные. С одной стороны, столкнулась с чем-то новым, непривычным... С другой — уже с первых минут осознала, что институт совершенно не похож на школу: другие взаимоотношения с преподавателями, другое расписание — в общем, всё было для меня новым. Группа, в которой я училась, состояла из людей близких по духу. Мы любили учиться, любили обсуждать поэзию, любили спорить, искать истину... Это было золотое время филфака! Каждый студент был личностью, каждый преподаватель был интеллектуальным и нравственным ориентиром. По крайней мере, для нас... Например, мой научный руководитель Григорий Никифорович Клюсов... Он показал мне ту искреннюю радость, которая появляется в ходе научного исследования.
— Какие, на Ваш взгляд, сегодняшние студенты?
— Они разные... И, конечно, отличаются от студентов моего времени. Мы были людьми, увлечёнными литературой. Опять же, у нас было гораздо меньше информации... Сегодня существуют Интернет, электронные библиотеки... Всё можно узнать, не выходя из дома. Ещё у современного студента больше возможностей заявить о себе и проявить себя, в том числе в науке. Причём заниматься наукой можно уже на первом курсе! Главное, не упускать свой шанс...
— Людмила Ивановна, спасибо огромное за то, что нашли время поговорить с нами. Здоровья и творческих спехов!
— Спасибо!