Участие в конкурсах, их организация образовательными учреждениями приобретает все большее значение в педагогической практике. Сегодня уже сложно представить опытного педагога без копилки конкурсных побед. Участие в педагогических конкурсах можно расценивать как фактор продвижения инновационных идей педагога, как фактор поддержки образовательной инициативы, как условие полноценного становления личности педагога. Первой ступенью ко многим профессиональным творческим победам для выпускников университета является конкурс педагогического мастерства «Лучший будущий учитель года». Впервые он состоялся в 1995 году и проходил в форме педагогических чтений. Позже в рамках конкурса возникла необходимость проведения настоящего урока с учениками в школе и моделирования работы классного руководителя на сцене университета.
Традиционно конкурс профессионального мастерства «Лучший будущий учитель года» проводится среди студентов старших курсов, завершающих обучение в университете. Поэтому его можно рассматривать не только как демонстрацию того, чему студенты уже научились, но и как перспективный план работы по подготовке молодых специалистов для тех, кто еще обучается на младших курсах.
Основной целью проведения конкурса является создание условий для личностного профессионального роста будущих молодых специалистов, выявление талантливых, творческих студентов, повышение престижа профессии.
В процессе подготовки студентов к участию в конкурсе профессионального мастерства можно выделить долговременную и кратковременную составляющие. Долговременная — это весь учебно-воспитательный процесс в университете, это работа преподавателей по формированию личностных и профессиональных компетенций будущего учителя. Кратковременная составляющая — это организационная и методическая работа факультетов, кафедр, факультетских руководителей практики, оргкомитета, осуществляемая непосредственно перед конкурсом.
Конкурс «Лучший будущий учитель года» проводится в два этапа: первый этап проходит на факультетах университета и в колледжах (ноябрь – декабрь), второй этап – общеуниверситетский (март – апрель).
Для подготовки и проведения общеуниверситетского конкурса создается оргкомитет, возглавляемый проректором по учебной работе. В состав жюри факультетских конкурсов входят опытные преподаватели выпускающих кафедр университета, представители учебно-методического отдела, отдела воспитательной работы с молодежью. Состав жюри общеуниверситетского конкурса определяется оргкомитетом и формируется из числа опытных педагогов и представителей структур, осуществляющих управление в сфере образования.
Программы факультетских конкурсов создаются с учетом специфики факультетов. Оргкомитетом разрабатывается программа общеуниверситетского этапа конкурса, который включает в себя:
- моделирование деятельности учителя (воспитателя) на уроке (занятии) в первый день конкурса (место проведения — учреждения общего среднего образования и учреждение дошкольного образования);
- моделирование внеклассной работы учителя (воспитателя) во второй день конкурса (место проведения — университет).
По итогам конкурса жюри определяет лучшего будущего учителя, победитель и лауреаты приказом ректора награждаются денежными премиями.
Университетский конкурс показывает, что учитель не только человек, передающий знания, но и эрудированная, творческая личность.
В разные годы участниками конкурса становились студенты, чьими достижениями в профессиональной сфере гордится университет. Это Безлепкин Андрей Викторович, Лобановский Антон Николаевич, Погоцкий Михаил Андреевич, Коршунова Виктория Сергеевна, Кашур Надежда Сергеевна и многие другие.
Архивы конкурса