В съёмках третьей части проекта «Кулешовцы» принял участие Народный учитель Республики Беларусь, выпускник физико-математического факультета Могилёвского государственного педагогического института Валерий Васильевич Барашков. Видеофильм по материалам интервью можно посмотреть на нашем канале в YouTube. Однако, к сожалению, многие эпизоды почти часовой беседы остались «за кадром». Учитывая содержательность этих эпизодов, мы предлагаем текстовый вариант интервью, разбив его на несколько тематических частей. Например, эта часть будет посвящена педагогике.
— Валерий Васильевич, считаете ли вы педагогику точной наукой?
— Считаю педагогику трудной наукой... На протяжении моей профессиональной жизни всё время что-то изменялось — методика, технологии обучения. Успеть за всем — практически невозможно. Многое довелось изучать самостоятельно. Ежегодно конспектировал 30–40 работ по педагогике и психологии. И это приносило результат! Я сам для себя создал технологию, которая позволяет передавать знания. Но стоит ли эту технологию популяризировать? Это большой вопрос... Я чётко понимаю, что подход каждого педагога глубоко индивидуален. Нельзя повторить один и тот же урок спустя некоторое время в одном и том же классе. Опять же, что хорошо у одного учителя — не факт, что сработает у другого. Каждому учителю нужен свой ученик, и каждому ученику нужен свой учитель. Вот вам пример: в институте мы были неудовлетворены качеством преподавания одной дисциплины, попросили заменить преподавателя. Нам пошли навстречу. Приехал профессор из Минска. И отказался от нас через полтора месяца, потому что его не удовлетворял уже уровень наших знаний. И дело здесь не только в знаниях... Важно, чтобы между учителем и учеником был налажен психологический контакт. У меня был новый класс, с которым я никак не мог такой контакт наладить. В конце концов, принял решение здороваться с детьми каждый раз не так, как раньше — не повторяться. Пришлось подключить фантазию. Однажды поздоровался в форме хоккейного вратаря. Полчаса одевал её, но своего добился — школьники начали воспринимать меня как своего.
— Есть ли дети, которых бы вы не смогли научить физике?
— Конечно! Некоторых детей не нужно учить физике просто потому, что у них совершенно другие склонности и таланты. Каждый ребёнок — индивидуальность. Часто приходится слышать: в обычном классе должно быть 3 – 5 уровней изучения физики. Почему именно столько? В классе из 25 человек должно быть 25 уровней.
— Но ведь есть и талантливые учащиеся...
— Есть дети, которые за 3 года обучения в лицее, усваивают 5-й курс университета по математике и физике. Вот их бы не упустить! Но с ними очень сложно работать. Обычно таких вундеркиндов я учу полгода, а остальные два с половиной года они учатся сами. И это самая главная цель любой школы — научить детей учиться. Мне приходилось победителям международных олимпиад в год объяснять лишь 5 задач. Они всё сами умели делать... Было очень трудно найти задачу, которую бы такие ученики не могли решить. Я уже много раз говорил: горжусь своими учениками не потому, что они задачи хорошо решают, а потому, что в любом сборнике задач они найдут ошибку. Критическая составляющая ума гораздо выше всяких умений решать задачи. Вообще, моя основная задача состоит в том, чтобы после трёх лет обучения в профильном классе ученики сказали: мы физику не понимаем!
— Ваши ученики и не понимают физику?
— А что вас удивляет? Физика полна загадок. Например, никто толком не знает, что такое заряд, электрический ток, масса, температура. Что не понятие, то загадка!
— Случались ли у вас неудачи? Я имею в виду педагогическую деятельность...
— Неудачи? У меня были ученики с уникальными способностями, ещё большими, чем у победителей олимпиад. Но реализовать эти способности им мешали психология и воспитание. Человек сложная натура. Сложно предсказать, что с нами будет. Скажу лишь одно: всегда важно уважать самобытность ребёнка. Нужно чётко понимать то, что даже после окончания самого престижного вуза, вы по сути ничего не знаете — не разбираетесь ни в своём предмете, ни в педагогике. Как только вы это поймёте — осознаете и то, что вам не обойтись без самообразования. Школа, кстати, должна давать толчок к самообразованию.
— Можно ли сравнить деревенскую школу, в которой вы работали, и Могилёвский областной лицей № 1?
— Мне приятно то, что интервью у меня берёт выпускник лицея. Это уже что-то значит... Насколько я знаю, лицеистов в университете много, и это здорово... Сравнивать? Деревенская школа, в которой я работал, была неплохая... Но! Из лицея дети не хотят идти домой... Родители звонят и спрашивают: что вы сделали с нашими детьми? Я с удивлением частенько слышу о том, что дети, наоборот, не хотят идти в школу. Это провал педагогического коллектива... У нас в лицее создана атмосфера доброжелательности и успеха. Мы не учим — мы вдохновляем на учёбу!